ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КАФЕ «МЕДУНИЦА»
Конспект проведения развлечения в средней группе
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КАФЕ «МЕДУНИЦА»

Программное содержание

* Уточнить знания детей о разнообразии живых организмов в природе: зверей, птиц, деревьев, кустарников, травянистых растений, грибов.
* Закрепить знания детей о целостности живого организма как основном условии его жизни.
* Формировать заботливое отношение к своему здоровью через систему знаний о лекарственных растениях, съедобных и несъедобных грибах.
* Воспитывать гуманное, экологически осознанное отношение к природе, показать значимость каждого человека в ее сохранении.
* Усилить эмоциональное восприятие природы, окружающего леса, животных через музыку, движения.
* Доставить детям эстетическое удовольствие через музыку и изобразительные средства.

Оборудование и материалы

* силуэтные изображения животных (пингвина, черепахи, крокодила, медведя);
* рисунки-пейзажи среды обитания этих животных;
* кроссворды о растениях, загадки;
* модели сезонных изменений;
* модели правил поведения в лесу;
* четыре корзины, грибы-муляжи (съедобные, несъедобные);
* цветные карандаши.

Организация обстановки
Лесная поляна (деревья, цветы, пеньки, грибы-муляжи), кафе – сервированные столы, бар.

Предварительная работа:

* С помощью слайд-фильма показать разных животных, уточняя знания о разнообразии видов животных: о жизни, повадках, строении, окраске.
* Вспомнить вместе с детьми животных – героев сказок, стихотворений, рассказовС. Маршака, В. Бианки, К. Чуковского.
* Рассматривая иллюстрации Е. Чашурина к книгам «Волчишко», «Зайчата», дать элементарные представления о работе художника – иллюстратора над книгой, обратить внимание, как художник передает внутреннее состояние своих героев.
* Рисование картин-пейзажей разных экосистем: лес, пустыня.
* С помощью иллюстраций и лекарственного сбора познакомиться с лекарственными растениями: липа, мята, ромашка, шиповник; учить детей различать их по внешнему виду и на вкус.
* Слушание грампластинки «Голоса леса». Имитация движения животных. Разучивание песен о лесе.
* Выпечка печенья для мам.

Ход занятия

Звучит грамзапись «Голоса птиц», дети входят в зал.

Воспитатель: Дети, представьте себе, что мы с вами оказались в волшебном лесу. Посмотрите, какие красивые деревья: и березки, и елочки, и клены. А сколько здесь цветов! От этой красоты нам стало весело, и даже птицы это почувствовали. Они весело запели. (Дети гуляют по лесу, узнают голоса птиц.) Ребята, посмотрите, что это за указатель? Оказывается, где-то недалеко на лесной поляне открылось кафе «Медуница». Кафе, наверное, необычное, лесное. А что такое «кафе», кто знает?
Дети: Кафе – это место, куда приходят родители вместе с детьми отдохнуть, поесть мороженное, послушать музыку, попить кофе, чай, сок.
Воспитатель: Неслучайно кафе открылось именно в лесу, потому что здесь чистый воздух, тихо и красиво. Замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину» А что такое природа? Как вы это понимаете?
Дети: Природа – это растения, деревья, животные, вода, воздух, почва, горы.
Воспитатель: Правильно! Это всё, что нас окружает, что не создано руками человека. Послушайте, как красиво говорит о лесе русский народ, какие пословицы и поговорки он сложил. Это наблюдалось и подмечалось веками, передавалось от деда к отцу, от отца к сыну. Люди говорят: «Лес – наше богатство». Как вы думаете, почему родилась эта пословица? Лес – это зеленый наряд Земли. Там, где лес, там всегда чистый воздух. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, грибы, ягоды. А почему мы с лесом дружи? Для чего он людям нужен?
Дети: В лесу чистый воздух, очень красиво, растут лекарственные растения, живут звери и птицы…
Воспитатель: Какие пословицы и поговорки о лесе знаете вы?
Дети: Невысок лесок, а от ветра защита.

Срубил дерево – посади два.
Зеленое царство – лучшее лекарство.
Лучше дальний путь в лес, чем ближний в аптеку.
Больше снега – больше хлеба.
Больше леса – больше снега.

Воспитатель: Почему так говорят? (Объяснить каждую пословицу)

Вдруг на полянке появляются Баба Яга и Леший, разводят костер, едят, разбрасывают мусор, громко кричат и уходят, оставляя после себя беспорядок.
Появляется Лесовичок, вздыхая и охая.

Лесовичок: ох-ох-ох, что делается!
Воспитатель: Что Вы так громко вздыхаете, старичок Лесовичок? Что случилось?
Лесовичок: Расскажу я вам, друзья:

О, мой лес, мой чудный лес,
Был высок он до небес,
Пели птицы до зари,
Заливались соловьи.

Всё это было, а теперь тут тишина, только мусор и склянки кругом. Баба Яга и Леший решили весь лес извести: птиц распугать, зверей перебить, свои порядки в лесу установить.
Воспитатель: Не расстраивайся, Лесовичок, мы тебе поможем и наведем порядок на лесной поляне.

Дети (по одному от каждого стола) убирают мусор в корзины.

Лесовичок: Спасибо, ребята! Вы, наверное, очень любите природу и заботитесь о ней.
Воспитатель: Давайте посмотри, что за мусор здесь был: железные банки – их можно закопать под корни молодых деревьев, чтобы они лучше росли. Банки будут ржаветь и выделять в почву железо, которое необходимо для роста деревьев. И животные не поранятся. Что можно сделать с фантиками от конфет? (Закопать) А стеклянные банки можно оставлять в лесу?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Они могут разбиться, а осколками могут пораниться и люди, и животные.
Воспитатель: А еще от маленького стеклышка в очень сухую, солнечную погоду может быть пожар. На стеклышко попадают солнечные лучи, и оно действует как лупа. А пластиковые бутылки оставим в лесу?
Дети: Нет.
Воспитатель: А как их можно использовать?
Дети: Из них можно что-нибудь смастерить: ведра, совки, форточки.
Воспитатель: Дети, посмотрите, какие красивые вазочки сделали ваши мамы из пластиковых бутылок. Они стоят у вас на столах. Давайте вспомним правила поведения в лесу, а кто их еще не знает, познакомится, с ними. (Воспитатель показывает модели, а дети объясняют правила.) Я думаю, что эти правила надо оставить на лесной поляне, чтобы тот, кто захочет отдохнуть в лесу, прочитал и стал соблюдать.
Лесовичок: О, мой лес, мой дивный лес!

Полон сказок и чудес:
Веселятся здесь зверята:
И лисята, и зайчата,
Поют птицы до зари.
Распевают соловьи.
Вы, ребята, молодцы,
Помогли мне лес спасти.

Ребенок: Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Воспитатель: Лес – это дом для зверя и птиц, дети хорошо знают этих обитателей. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары. Одним из этих даров являются грибы. Посмотрите, какая грибная поляна. Сколько грибов! Не каждый грибок я беру в кузовок. Есть у нас любители собирать грибы?

Выходят по ребенку от стола. Они собирают грибы и объясняют, какие они кладут в кузовок, а какие нет. Исполняется танец - грибочков.

Воспитатель: Наш лес богат и ягодами. Какие ягоды растут в нашем лесу?
Дети: Клюква, брусника, черника, малина, рябина…
Воспитатель: Ягоды вы знаете хорошо. А сможете ли вы определить на вкус из каких ягод сварено варенье? (Дети и родители пробуют и называют ягоду.) Погода в нашей местности непостоянная, часто меняется. Но всё-таки можно выделить характерные признаки для каждого времени года. Какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Как вы догадались? По каким признакам распознали весну? (Дети отвечают.) А какое время года было до этого?
Дети: Зима.
Воспитатель: А после весны, какое время года буде?
Дети: Лето.
Воспитатель: Как вы узнаете, что наступило лето? (Дети отвечают.)
Воспитатель: Из-за нашей непостоянно погоды мы часто простываем и болеем. Что нужно делать, чтобы не заболеть?
Дети: Делать зарядку, закаляться.

Появляется доктор Ромашкин.
Воспитатель: Ой, посмотрите, кто к нам пришел! Здравствуйте, доктор!
Доктор: Здравствуйте! Я – доктор Ромашкин.

Я умные книги всю жизнь изучал
И разные травы для вас собирал.
Пришел, говорю вам: «Дружок, не скучай,
А выпей целебный, душистый мой чай!»

Какие лекарственные растения вы знаете?
Дети называют.

Доктор: Я принес вам чай, а сможете ли вы на вкус и цвет определить из каких лекарственных растений он приготовлен?
Дети пробуют чай и называют: мята, липа, ромашка, шиповник.
Доктор: Молодцы! Я желаю вам поменьше болеть, а если вы всё-таки простудились, то лучше используйте лекарственные растения, чем таблетки. Ведь природа сама позаботилась о вашем здоровье. До свидания!

Дети угощаются салатом, пьют чай, слушают музыку.