Жизнь
дается человеку только раз, но чтобы прожить жизнь, надо ее сохранить.
Ни для кого не секрет, что сложившаяся в современном мире социальная
и экологическая обстановка вызывает большое беспокойство.
Жизнь в опасном мире на фоне отказа государства от значительной части
функций защиты населения и страны ставит перед гражданами задачу повышения
их ответственности за Россию, за семью, за себя и подрастающее поколение,
требует овладения ими знаниями, умениями и навыками в области безопасности.
Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и
защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к будущей жизни,
к встрече с различными сложными, порой опасными жизненными ситуациями.
- В практике воспитания детей в семье часто недооценивается опасность
детской шалости с огнем, приводящих к пожару и гибели детей.
- Из проведенного в д/саду анкетирования родителей выявлено, что
34,4% родителей оставляют детей одних или под присмотром братьев и сестер
в возрасте 7-10 лет;
24% детей в это время заняты просмотром передач телевизора, игрой в
компьютер, смотрят видеофильмы;
54% родителей работают с детьми по данной проблеме.
- Анализ гибели детей при пожарных показал, что гибель идет не от высокой
температуры, а от дыма, от незнания, что делать во время пожара.
- Диагностические данные знаний детей в области пожарной безопасности
были на низком уровне. Поэтому возникла острая необходимость для проведения
систематической работы с детьми по предупреждению пожаров.
Свою работу начали с изучения нормативно-правовой базы. Радует то, что
в последние годы появляются авторские программы, методические пособия
и разработки, способствующие успешной реализации теоретических и практических
задач. Это:
1. «Основы
безопасности» под редакцией Стеркиной, г. Москва;
2. Методическое пособие «Организация учебно-воспитательного процесса
по обучению правилам пожарной безопасности в ДОУ», г. Йошкар-Ола;
3. Методическое пособие по обучению детей дошкольного возраста правилам
пожарной безопасности, г. Казань;
4. «Эстафета безопасности», г. Альметьевск;
5. Детская энциклопедия «Помоги себе и другим».
Это дало
возможность изучить организационно-педагогические, дидактические и
методические основы отбора материала, вопросы организации воспитательно-образовательного
процесса, методические рекомендации по планированию знаний в зависимости
от возрастных особенностей детей.
Но хорошо известно, что «правильные знания» еще не предполагают «правильные»
поступки. И мы должны помочь детям преодолеть это разрыв.
Успешная работа осуществляется только в атмосфере эмоционального взаимопонимания,
улучшения материально-технической базы, предметно-развивающей области.
Оборудовали современный кабинет ОБЖ, который оснащен современными:
- методическими пособиями;
- разработками;
- видеоматериалом, который нам подготовила ВПЧ №1, г. Волжска;
- разработано перспективно-тематическое планирование и конспекты занятий,
развлечений со II младшей группой;
- имеется картотека дидактических, подвижных, с/р игр;
- подобрана литература: художественные произведения, пословицы, поговорки,
загадки.
В своей педагогической деятельности используется наглядно-демонстрационный
материал:
- таблицы для бесед;
- плакаты (от лица взрослого и детского персонажей «Буратино»);
- макеты и модели;
- альбомы «Тушение пожаров в современное время», «История пожарного
транспорта», «О работе пожарных» и др.;
- имеются фотоальбомы;
- стенды с оформлением пожарного щита;
- схемы, карты.
Разработали образцы познавательных плакатов:
- помоги Незнайке;
- создали серию кроссвордов для детей и родителей, макеты улиц для
обыгрывания с детьми проблемных ситуаций;
- имеются альбомы с рисунками детей;
- с детьми ведется экспериментальная работа;
- музыкальный руководитель подготовила сборник песен, сказок.
В целом, в изучении правил пожарной безопасности эффективным представляется
интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь музыки, изобразительной
деятельности, ручного труда, физической культуры, игры, театральной
деятельности, художественной литературе, моделирования, и является
частью общего воспитания личности ребенка (развитие его логики, речи,
мышления, творческих способностей, образа жизни, его нравственного
выбора).
В целенаправленной работе с педагогическими кадрами использую разнообразные
формы и методы – консультации, семинары, педсоветы, самообразование.
Желанными гостями являются сотрудники ВПЧ №12, 17, налажен контакт
со школой, библиотекой.
Активизировать деятельность педагогов и родителей помогает такая
форма работы, как КВН, круглые столы, смотры-конкурсы. Творчество
и фантазия родителей поражают всех.
Грамотно построенная среда, в которую входит художественная литература,
наглядно-демонстрационный материал, атрибуты для организации игровой
деятельности и многое другое значительно повысили интерес к занятиям,
что дает хорошие результаты. Свои знания дети отрабатывают в практике,
один раз в квартал проходит эвакуация детей.
В ноябре 2005 года на базе д/сада был организован городской семинар
для старших воспитателей на тему «Помоги себе и другим, или безопасность
в чрезвычайных ситуациях», на семинаре приняли участие службы спасения
г. Волжска.
Следует отметить, что внесение в воспитательные и обучающие функции
вопросов о пожарной безопасности в быту не только расширяет образовательный
уровень ребенка, но и расширяет работу воспитателей, помогает привить
детям навыки безопасности, а также оказывает огромную помощь в формировании
личности, направление детской энергии и фантазии на спасающие функции.
Привитие детям даже самых простейших правил пожарной безопасности
может спасти их от страшный гибели в огне.
|