«Огонь
- друг, и враг»
Для старшего дошкольного возраста
Цель:
Закрепить представления детей о пользе и вреде огня, воздействовать
формированию правильного, осторожного обращения с ним и активных,
сознательных действий во время возникновения пожара, познакомить с
нелегким, героическим трудом пожарных.
Воспитатель вспоминает с детьми, что говорилось раньше об огне, подчеркивает,
сколько бед и ущерба приносят людям и государству пожары, которые
нередко возникают из-за беспечности взрослых и из-за детских шалостей
с огнем, нарушения пожарной безопасности.
Ведущая:
Знают
взрослые, знают дети
В
самых дальних концах земли:
Люди,
сколько жили на свете,
Пуще
глаза огонь берегли.
Ведь
огонь в холода, в непогоду
У
костра их всегда согревал
И
людскому великому роду
Замерзать
никогда не давал.
Сохраняли
его, как умели, -
Всемогущий
горячий огонь.
И
хоть тысячи лет пролетели,
Людям
нужен по-прежнему он.
Ведь
издревле до нашего века
Он
- помощник и друг человека.
Мальчик:
Чуть
стемнеет - вспыхнет повсюду
Электрических
лампочек чудо.
Девочка:
Поутру,
чтобы все были сыты,
Ставим
пищу в духовки, на плиты...
Мальчик:
Печь
- громада мартен пышет жаром:
Варят
сталь для страны сталевары.
Девочка:
Хлеб
и булки огонь выпекает
И
от холода нас защищает.
Мальчик:
И до
дальних звезд от Земли
Мчат
космические корабли.
Ведущая:
Люди
силу и мощь ощутили
С
той поры, как огонь приручили!
Но
бывает огонь и другим -
Но
согрет ладошек он ваших,
Превращает
все в пепел и дым,
И
жесток он, и грозен, и страшен.
Будьте
с огнем осторожны, дети,
Твердо
запомните правила эти.
Рядом
с ведущей появляется группа детей. В руках у них плакаты, содержание
которых соответствует словам, произносимым детьми.
Первый
ребенок:
Для забавы,
для игры
Спичек
в руки не бери.
Не
шути, дружок, с огнем,
Чтобы
не жалеть потом.
Второй
ребенок:
Сам костер
не разжигай
И
другим не позволяй:
Даже
крошка-огонек
От
пожара не далек.
Третий
ребенок:
Не бери
из печки жар -
Ведь
и он таит пожар!
Уголек,
хоть невеличка,
Но
опасен, как и спичка.
Четвертый
ребенок:
Газ на
кухне, пылесос ли,
Телевизор
и утюг
Пусть
включает только взрослый,
Наш
надежный друг.
Пятый
ребенок:
Быть
нельзя огню вблизи
Там,
где смазка, газ, бензин
Ведь
о них нам не напрасно
Говорят:
«Огнеопасно!»
Ведущий:
Покажу
картинку вам,
Дети,
посмотрите:
Что
художник рисовал?
Ну-ка,
объясните!
Ведущая
показывает детям несколько заранее подготовленных рисунков (лучше,
если их выполняет сами дети) или плакатов, где изображено нарушение
правил пожарной безопасности, ребята рассматривают и отвечают на вопросы.
Отметив правильные ответы, обращается ко всем:
Если
же стряслась беда,
Что тогда нам делать?
Первый
мальчик:
Не теряться
никогда,
Действовать
умело!
Если
близко телефон
И
тебе доступен он,
Нужно
01 набрать
И
пожарников позвать!
Проводится
соревнование между двумя командами: кто быстрее вызовет (по двум телефонам)
пожарную команду. Дети должны быстро набрать 01 и правильно назвать
свою фамилию, улицу, № дома и квартиры, где живут. Детей надо обязательно
предостеречь от шалостей, особенно чтобы зря не вызывать пожарных:
возможно, именно в это время ждут в другом месте пожарных, там, где
действительно произошел пожар. Снова входят дети с плакатами. Ведущая
предлагает детям отгадать несколько загадок. Накануне занятия она
еще раз обратила внимание детей на противопожарный щит, и теперь им
легко найти отгадки:
Хвост
деревянный,
Носик остер,
Или кирка я,
Или... (топор)
Из металла
шея-шест
Два крючка-носа есть
Коль случается пожар,
Смело лезет в самый жар. (багор)
Я рвусь
повсюду напролом
И называюсь просто... (лом)
Всегда
готова помогать:
И копать, и засыпать...
Как зовут меня, ребята?
Догадались все? (лопата)
Спешит,
гудит:
-Дорогу дай!
Моргает глазом синим
Примчится вовремя - беда
Детей и взрослых минет (пожарная машина)
Оставить
страшные следы,
Что встретит - пожирает.
Но если дашь ему воды,
Сам мигом погибает, (огонь)
После
загадок дети комментирует поговорки:
«От маленькой искорки - большое горе»,
«Коробка спичек хоть и мала, много может причинить зла».
II часть.
Просмотр диафильма «Злой огонь»
В конце дети обмениваются мнениями.